История взглядов на географию, ее объект и задачи исследования часть 2

Считая Гомера первым географом, Страбон неоднократно подчеркивал, что в его произведениях анализ расстояний и границы отдельных территорий связанные с описанием их климата, природы, жителей и их быта и обычаев. Свой собственный взгляд на сущность географии, Страбон выразил в первых главах своей книги, где утверждалось, что "география ... входит в круг занятий философа. Польза от географии разнообразна: ее можно использовать не только для деятельности государственных людей или обладателей, но и для науки о небесных явлениях, о явлениях на земле и на море, о животных, растений и все остальное, что можно встретить в разных странах. Полезность географии предполагает наличие в географы также философа — человека, посвятившего себя исследованию искусства жить, то есть счастье «. Утверждение Страбона о географии как» науку о счастье "существенно повлияло на дальнейшее развитие универсальных методов землеописание, которые ставили целью не только механическое копирование объектов на географических картах, но также изучение самой территории исследования, ее природных и общественных характеристик.


цены на конвекторы встраиваемые в пол

Вместе с Страбоном вопросами землеописание занимались в разные времена такие известные ученые древнего мира, как Геродот, Фукидид, Полибий. В круг их интересов входили преимущественно исторические вопросы, однако в своих работах эти ученые неоднократно обращались к географии (в том числе и современной) той местности, которую они характеризовали. Однако со временем география постепенно удаляется от традиционного описания земель, все больше приобретая черты науки о причинно связи между различными процессами и явлениями в жизни природы и общества . Так, Гиппократ в своих произведениях выражает определенные соображения о влиянии климата и среды на человека, о происхождении ветров и разливов Нила. Анаксимандр пытается свести все земные и космические явления к процессам движения. Аристотель в своей «Метеорологии» анализирует причины возникновения различных атмосферных явлений, рассуждает об элементах, небесные светила, мировой эфир, свойства тел. Посейдон исследует климатические пояса, приливы и отливы. Дикеарх проводит геометрические измерения горных вершин. Сенека разбирает русловые процессы крупных рек, происхождения дельт и др. Такое одностороннее понимание сущности географической науки вызвало значительное сопротивление со стороны Страбона, Полибия и их сторонников, которые считали географию более универсальной и видели в частных исследованиях только вступительную часть к общему землеописание .

В Средневековье география находилась в упадке. Описание земель и их картографирование, основанные в античной школе, признаются ненаучными, поскольку противоречат догматам средневековой теологии. Географические взгляды состоят в эту эпоху лишь под влиянием Библии и некоторых остатков классической эллинской школы. Научные знания сих пор остаются мизерными. До нас не дошли упоминания об определении сути географии и круг ее вопросов в настоящее время. В то же время в эпоху средневековья постепенно накапливался эмпирический материал, собирались и анализировались сведения о новых землях и страны, особенно во время крестовых походов (1096—1270). Последние имели не только военное значение, — они обогатили европейские страны новыми знаниями, распространенными в более цивилизованном к тому времени арабском мире.

Термин «география» в средние века почти полностью изымается из обращения. В монастырских школах географические знания подавались под названием «геометрия», хотя в их состав входили сведения о разных странах мира. Чаще всего географические трактаты того времени имели описательные названия, которые касались скорее религиозной философии: «О природе вещей», «О природе стран», «О измерения земного круга» и др. Отраслевые исследования отдельных причиннонаслидкових связей между явлениями природы были почти прекращены . Определенные соображения по этому поводу прослеживаются в трактатах Данте, Григория Богослова и Ефрема Сирина, однако сводились к частичным выводов о сути отдельных явлений природы (вулканизм, землетрясения).

Только в арабском мире в настоящее время с благосклонностью относятся к трудам античных географов, перекладывают Птолемея, осуществляют измерения расстояний, составляют карты. Однако формирование собственного взгляда на географические науки здесь так и не произошло.

Конец 15 — начало 16 века, названный эпохой Великих географических открытий, стал также периодом возрождения научной географии. С накоплением огромного количества эмпирической информации о новых открытые земли, развивается система их картографирование, базирующаяся на принципах построения и традициях школы Птолемея. Однако, картографы того времени Герард Меркатор (Кремер) и Ортелий пошли гораздо дальше, построив свои собственные проекции карт, создав карты и Атлас мира. Эти эмпирические исследования позволили выдающемуся ученому Варению (Варениус) выдать свою «Общую географию». Этот труд, основываясь на взглядах древних философов, отличалась от них концептуально новым толкованием сути географии и круг ее исследований. Отрицая засилье в географии астрономических исследований, Варениус рассматривает в своем произведении свойства самой Земли и отдельных частей ее оболочки, зональное распределение тепла и света, а также соотношение различных местностей друг к другу. География Варениуса имеет четко выраженный краеведческий характер, сочетающийся с общим землеописание лишь в той части, которая касается характера распространения растений и животных, а также отдельных природных явлений.

Сущность географии, по Варениусом, — это, прежде всего, вербальный (и, частично, картографический) описание отдельных стран и земель на основе четкой систематизации знаний о них. Объектом географии, по мнению ученого "является круг земноводный ... География является учение математическое, смешанное, которое земноводного кругу и частей его афекции, то есть свойства и действия количеству принадлежащих, то есть фигуру, место, количество, движение, небесные явления и другие близкие свойства описывает ".

Варениус ли не впервые применяет в географии идеи суммативным концепции (по проф. Д. Анучиним — системной), считая географическое исследование только тогда научным и взвешенным, если оно отвечает четко разработанной программе действий . Кроме суммативным подхода, в трудах Варениуса был широко применен сравнительный метод исследования, ставший впоследствии одним из самых распространенных в описательной географии.

Наряду с учением Варениуса развивался математическое направление в географии, представленный трудами астрономов Кассини, Риччоли, Т. Мейера и др. Однако их исследования имели преимущественно причастен к географии характер и существенно не влияли на сущность и гносеологические основы науки. Единственной мыслью, которая, на наш взгляд, должна существенное влияние на формирование географии того времени и обеспечила переход к новому толкования ее сущности, стали рассуждения А. Бишинґа, по двойной (естественного и общественного) характера географии. Еще в 1860 году он признавал, что география «является основательным сообщением о естественным и общественное положение Земного шара, заселена нами» . Эта позиция закрепила по географии ее двойной общественно-естественный характер, дав возможность в дальнейшем развивать учение о тесном взаимодействии человека и окружающей среды. Однако впоследствии мысли о двойственности объекта изучения географии привели к определенному расколу среди ученых, разделив их на сторонников монистической и дуалистической концепции сущности этой науки .

Идеи Варениуса получили свое продолжение в трудах Александра Гумбольдта. Восприняв мнению Варениуса о применении в географии сравнительного метода, а также о системном вербальное описание отдельных стран и земель, Гумбольдт наполнил ее идеями гуманизма и человеческого измерения. В ряде своих фундаментальных работ ученый показывает мир как естественное целое, движется и оживляется внутренними силами и пытается совместить дух классического идеализма и естественных наук, которые поднимались к философии. В своих трудах «Entwurf einer physischen Weltbeschreiburg» и «Ansichten der Natur» А. Гумбольдт представил целостную научную картину мира, которая имела яркое проявление гуманистических ценностей, основанных на глубоком научном анализе . География, по мнению ученого, должна быть направлена не в детальное описание земель или их картографирование, а, прежде всего, на изучение самого человека, его связи с природой стран, ее места в естественной системе . Таким образом, Гумбольдт опирается в своих трудах на мысли Страбона, а также Демокрита , который первым обратил внимание на влияние окружающей среды на человека и процессы их взаимодействия.

Подобные мысли высказывал также немецкий географ Карл Риттер. В основу географии им были поставлены человековедческие элементы: культурный, исторический, этнографический и др. Риттер, в отличие от своих предшественников, сделал попытку определить задачи географии, ее роль и значение среди других отраслей знаний. По его мнению, география является не только чисто описательной наукой, но, прежде всего, наукой пояснительной, что свидетельствует о ее глубоком гносеологический смысл. В своих трудах Риттер возрождает идеи Страбона по философского и исторического наполнения географии, а также по универсальности метода описания территории . Рихтер, как и Гумбольдт, рассматривает человека и среду в их единстве. Однако ученый отказывается от обычного сумативизму и закладывает начала системного анализа географических процессов и явлений. География, по его мнению, должна изучать Землю как результат взаимодействия и развития нескольких природных сфер.

Идеи системности, принесенные в географию Риттером, распространяются в трудах других ученых того времени. Так, в В. Докучаева мы находим такое определение науки: «Природа и человечество развиваются в неразрывном единстве согласно определенным закономерностям, что составляет предметную область географии» . Ф. Рихтгофен конкретизирует это толкование Докучаева следующим образом: "Задача географии — исследовать твердую земную поверхность в связи с гидросферой и атмосферой по четырем принципам: по форме, вещественным составом, непрерывным преобразованием и возникновением, при этом ведущей линией взаимные отношения трех царств природы между собой и земной поверхностью; исследовать растительный покров и животный мир в их отношениях с земной поверхностью, базируется на тех же принципах; исследовать человека и его материальную и духовную культуру с того самого взгляда и по тем же принципам ".

Кроме идей системности, Риттер обогатил географию пространственными (хорологические) идеями, которые получили подробный анализ в работах Альфреда Геттнера. Рассматривая сущность и задачи географии, А. Геттнер писал, что «география является наукой о пространстве в том смысле, в котором история является наукой о времени» . Таким образом, задачей географии должно быть, прежде всего, изучение размещения различных географических об объектов в пространстве и относительно друг друга. Эти идеи берут свое начало от концепций Канта, который противопоставлял географии историю и отмечал, что «география является наукой, описывающей пространственное распространение явлений, существующих в настоящее время» . Однако Геттнер говорит, что география имеет не только ограничиваться описанием отдельных территорий, она должна устанавливать также причинные связи между процессами и явлениями, рассматривать аспекты «сосуществования и взаимодействия различных царств природы и их различных форм» . Итак, концепция Геттнера НЕ сугубо описательной, как ее пытались представить некоторые советские ученые, она содержит элементы анализа и синтеза, основанные на логике и идеях системного парадигмы. Эту идею разделяли такие известные ученые, как В. Бунге, Ф. Шеферк и др.

Кроме хорологические подхода к пониманию сущности географии, Геттнер неоднократно подчеркивал ее эстетических качествах и художественном аспекте исследования. Им исследованы и обоснованно эстетическую и практическую ценность стран и ландшафтов, роль и значение географических картин в развитии науки и т. д. . Ученый отмечал, что эстетические и художественные стороны географии не должны быть направлены против ее научности, а прежде всего, имеют целью избежать чрезмерного внимания к практической (прикладной) стороны исследования. Такие утверждения связывают труда Геттнера представлениям Страбона, Гумбольдта и других ученых, которые определяли сущность географии как науки «о счастье» (Страбон), «о человеке» (Гумбольдт), «о месте человека в мире» (Рихтгофен). Хорологические концепция Геттнера стала господствующей в первой половине 20 в., на ее основе базировались соображения многих отечественных и зарубежных ученых о географии.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.